«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ»



Новости

C Новым 2016 годом
Сегодня 30 декабря 2015...

Отзывы ребят 2015
В фото галерее мы разместили отзывы ребят о лагере.

Русь 2015
Сегодня 23 февраля 2015 года! Сегодня Великий народный праздник, День Защитника нашего Отечества, нашей многонациональной Родины – Российской Федерации!



92

  

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ»

ПРАКТИЧЕСКИЙ Курс

«Основы безопасного поведения и жизнедеятельности в природной среде»

ИДЕЯ

В соответствии с программой «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений РФ на базе детского оздоровительно-образовательного полевого лагеря «Русичи» создан практический курс «Основы безопасного поведения и жизнедеятельности в природной среде», который является частью комплексной интегрированной образовательной программы лагеря.

ОБОСНОВАНИЕ

Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья – одна из важнейших сторон практических интересов человечества с давних времён до наших дней. Человек всегда существовал в окружении различных опасностей. В условиях современного общества вопросы безопасности жизни резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека, т.е. «остаться в живых, уцелеть, уберечься от гибели».

В настоящее время многие учебные заведения по различным причинам не могут обеспечить качественную практическую подготовку учащихся по программе «Основы безопасности жизнедеятельности», что приводит к неспособности учащихся использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Главной целью курса является практическая подготовка учащихся к безопасному поведению и жизнедеятельности в природной среде.

Задачи:

  • Обеспечение специальными знаниями;
  • Формирование умений и навыков выживания в различных жизненных ситуациях;
  • Приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности;
  • Развитие качеств личности, необходимых для обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера;
  • Овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случаях их наступления;
  • Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ

Круглогодично

Для кого?

Курс ориентирован на:

  • учащихся общеобразовательных учреждений с10 лет;
  • воспитанников детских домов и школ-интернатов;
  • членов детских и молодежных объединений туристской, военно-патриотической направленностей;
  • учащихся начальных профессиональных учебных заведений;
  • учащихся средних специальных учебных заведений;
  • студентов высших учебных заведений.

КТО?

  • Начальник лагеря «Русичи»;
  • Руководитель педагогической программы;
  • Специалисты ГУ МЧС РФ по Ярославской области;
  • Специалисты УМЦ ГУ МЧС РФ по Ярославской области;
  • Инструктора, работающие по договору;
  • Сотрудники Борисоглебской ЦРБ;
  • Кафедра «Безопасности жизнедеятельности» ЯГПУ им. К.Д.Ушинского.

ЗАКАЗЧИКИ

  • Департамент по образованию;
  • Районные управления образования;
  • Образовательные учреждения;
  • Ярославская Епархия.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ

  1. Заключение с заказчиком плана-договора на 1 год.
  2. Выбор заказчиком программы курса (из предложенных вопросов содержания курса).
  3. Привлечение специалистов в соответствии с изучаемыми вопросами.
  4. Проведение программы курса.

КАК?

  • Информационный курс – 1 день
  • Краткосрочный курс – 2-3 дня
  • Долговременный курс – 14 дней

ФОРМЫ

Теоретический инструктаж, практические занятия, зачетные дистанции.

Возможно участие в программе Всероссийского (регионального) патриотического полевого лагеря «Юный турист-спасатель» и сменах детского оздоровительно-образовательного полевого лагеря «Русичи» («Новичок», «Маугли», «Экстремал»).

РЕЗУЛЬТАТ

В результате прохождения курса учащиеся должны уметь:

  • распознавать и оценивать опасные ситуации факторов среды обитания;
  • применять основные правила и навыки защиты, позволяющие свести к минимуму возможный ущерб здоровью и жизни;
  • оказывать само- и взаимопомощь;
  • применять специальные навыки.

По результатам зачётных дистанций курса учащиеся получают удостоверения. В удостоверение заносятся темы (с указанием количества часов), по которым участник успешно продемонстрировал знания, умения, навыки.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

  1. Безопасность дорожного движения

1) Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители.

2) Дорога и ее составные части.

3) Причины дорожно-транспортных происшествий.

4) Правила безопасного поведения пешехода на дорогах.

5) Правила безопасного поведения велосипедиста на дороге.

6) Правила безопасного поведения на дороге во время туристских мероприятий.

  1. Пожарная безопасность

1) Причины возникновения пожаров.

2) Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применении источников открытого огня.

3) Правила безопасного поведения при пожаре.

4) Природные пожары (лесные, торфяные) и их характеристика. Предупреждение природных пожаров. Правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров.

5) Правила пожарной безопасности во время туристских мероприятий.

  1. Обеспечение безопасности при проведении работ в условиях природной среды

1) Туристский травматизм.

2) Личное защитное снаряжение туриста.

3) Способы обеспечения страховки и самостраховки при проведении работ повышенного риска в условиях природной среды.

  1. Безопасное поведение на воде

4.1. Безопасное поведение человека на водоемах

1) Правила безопасного поведения человека на водоемах.

2) Особенности состояния водоемов в разное время года.

3) Опасность водоемов зимой. Меры предосторожности при движении по льду.

4) Правила безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах.

5) Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.

6) Правила безопасного поведения на воде во время туристских мероприятий.

4.2. Особенности водных путешествий

1) Техника гребли и управления байдаркой. Способы преодоления естественных препятствий с мерами обеспечения безопасности и страховки.

2) Применение спасательных средств.

3) Действия группы в аварийных ситуациях. Спасательные команды. Правила подъёма человека из воды на судно.

4.3. Техника преодоления водных препятствий. Виды переправ

1) Техника преодоления водных препятствий (река, озеро, болото).

2) Виды переправ (вброд, по бревну, навесная, по камням, «стенка» и т.д.).

3) Работа с «пострадавшим» на этапах.

  1. Снаряжение туристской команды

1) Личное и групповое снаряжение.

2) Вес, цвет, скорость высыхания мокрого снаряжения, возможность использовать отдельные предметы для решения разных проблем.

3) Упаковка рюкзака.

4) Свет для работы ночью.

5) Защита от осадков.

6) Инвентарь для приготовления пищи.

  1. Бивак

1) Требования к безопасности на биваке.

2) Правила безопасного использования различных инструментов при выполнении хозяйственных работ.

3) Приёмы установки палатки в различных условиях.

4) Использование тентов.

5) Индивидуальные укрытия.

6) Разведение костра.

7) Виды костров.

  1. Питание в путешествиях

1) Гигиенические требования к приготовлению пищи.

2) Рацион, вес, скорость приготовления, упаковка.

3) Приготовление пищи на костре.

  1. Автономное жизнеобеспечение человека в природе

1) Правила безопасного поведения человека при вынужденном автономном существовании в природных условиях.

2) Носимый аварийный запас.

3) Организация аварийной ночевки.

4) Разведение костра, в т. ч. без спичек.

5) Изготовление предметов первой необходимости (посуда, обувь, одежда, приспособления для охоты и рыбной ловли) из подручного материала.

6) Аварийные источники воды.

7) Организация питания.

8) Поисково-спасательные работы в природной среде.

  1. Опасные ситуации в природных условиях

1) Опасные погодные условия.

2) Дикие животные и обеспечение безопасности при встрече с ними.

3) Укусы насекомых и защита от них.

4) Клещевой энцефалит и его профилактика.

  1. Ориентирование на маршруте

1) Определение сторон горизонта по признакам местных предметов и небесным светилам.

2) Компас. Азимут.

3) Карты, применяемые в туризме. Условные обозначения на картах.

4) Движение по карте, по азимуту.

5) Определение направления ночью, в условиях ограниченной видимости.

6) Аварийное ориентирование.

  1. Система связи между участниками команды

1) Сигнализация во время передвижения.

2) Сигналы бедствия. Международная кодовая таблица сигналов.

3) Работа с радиостанциями.

4) Аварийная сигнализация.

  1. Прохождение естественных и технических препятствий, в т. ч. с «пострадавшим»

1) Верёвки, страховочные системы, каски, репшнур, карабины. Тормозные устройства, зажимы.

2) Обеспечение безопасности и технические приёмы движения в нормальных и усложнённых метеоусловиях, на подъёмах и спусках, на бродах, по болоту, в густом лесу и кустарнике, через завалы без применения специального снаряжения.

3) Узлы, применяемые в туризме, их прочность, назначение, использование.

4) Обеспечение безопасности и технические приемы движения при преодолении естественных и технических препятствий с применением специального снаряжения.

5) Наведение и снятие переправ и перил.

6) Работа с «пострадавшим» на этапах.

  1. Командные игры и тренинги

1) Упражнения и тренинги для развития умения работать в команде.

2) «Низкий» веревочный курс.

3) «Высокий» веревочный курс.

  1. Экологическая культура

1) Экологические нормы природопользования, правила в походе.

  1. Правила гигиены

1) Общие гигиенические требования в походе.

2) Требования к одежде и обуви.

  1. Первая доврачебная помощь

1) Индивидуальный медицинский пакет.

2) Состав походной аптечки. Применение предметов аптечки по назначению.

3) Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Их использование.

4) Травмы и их предупреждение.

5) Первая доврачебная помощь при травмах. Способы остановки кровотечений.

6) Первая доврачебная помощь при переломах.

7) Первая доврачебная помощь при отравлениях газами, пищевыми продуктами, средствами бытовой химии, лекарствами.

8) Первая доврачебная помощь при утоплении и удушении.

9) Первая доврачебная помощь при тепловом и солнечном ударе, обморожении.

10) Первая доврачебная помощь при аллергических реакциях.

  1. Транспортировка «пострадавшего»

1) Правила и способы транспортировки пострадавших.

2) Изготовление носилок из подручных материалов.

  1. Наблюдения за погодой. Прогнозирование погоды.

1) Определение устойчивой погоды, её перемены.


Возврат к списку

html counter